Ярмарка тщеславия. Рецензия на фильм Чудо-женщина 1984

20 декабря 2020, 13:33

В украинский прокат вышел фильм Чудо-женщина 1984 — продолжение неожиданного хита 2017 года про амазонку по имени Диана Принс и ее приключения в мире людей.

В той части действие происходило на острове амазонок и в Европе — на полях сражений Первой мировой войны.

Тогда внезапная смена настроения киновселенной DC с условно сурового на комедийно-оптимистичный, женщина в режиссерском кресле и построенная на этом большая часть рекламной кампании, женщина-супергероиня в центре сюжета и построенная на этом меньшая часть рекламной кампании сделали свое дело: лента собрала 822 миллиона долларов в мировом прокате. Не Marvel, но тем не менее.

Видео дня

НВ
Фото: НВ

Во второй части элементы авторского уравнения остались те же. Масштаб же, повинуясь бизнес-логике, вырос. И тут стало ясно, что одной рекламы мало: надо уметь снимать.

1. Сюжет

Много столетий назад. Остров Темискира — место жительства амазонок. Совсем еще юная Диана Принс решает наряду со взрослыми соплеменницами принять участие в каком-то подобии локального марафонского забега с препятствиями. Сначала девочка выбивается вперед, но потом, зазевавшись, теряет преимущество. Мама ласково говорит ей, что время для проявления себя в полную силу еще настанет.

Год из названия. Вашингтон, округ Колумбия. Диана Принс совмещает две успешных занятости: работу археологом в Смитсоновском институте и защиту обычных американцев от других обычных американцев. Но что-то в ее глазах говорит о том, что этого недостаточно. Возможно, тоска.

Как нельзя кстати в поле зрения тайной амазонки появляется новая коллега — скромная и страдающая от этого женщина по имени Барбара Минерва, а также шумный бизнесмен по имени Максвелл Лорд. Последний под прикрытием постройки нефтяной пирамиды ищет древний артефакт — камень, исполняющий желания.

Когда он его найдет, дела у Минервы, Дианы и всего остального мира пойдут не очень хорошо.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

2. Сценарий, драматургия

Но для амазонки падение на дно станет поводом оттолкнуться, сбросить оковы тоски и наконец найти свое призвание. Собственно, показать этот путь становления Дианы от амбициозной неопытной девочки до стойкой защитницы человечества и есть главная цель фильма Пэтти Дженкинс — режиссера одной далекой драмы с Шарлиз Терон Монстр, нескольких серий в разных сериалах и первой Чудо-женщины.

Формально Дженкинс исследует в своих фильмах вопросы морали и места женщины в мире мужчин. По факту у нее слишком маленькое резюме (львиная доля которого — студийные блокбастеры), чтобы говорить о присущих постановщице темах. И вот эта неопытность чувствовалась еще в первой части, но тогда режиссера спасли написанный другими людьми сценарий и меньший масштаб затеи. Главной задачей фильма Чудо-женщина было ввести Чудо-женщину в игру. И у ребят получилось.

В новой ленте авторы (а среди них уже и сама Дженкинс на правах одной из сценаристок и продюсеров) замахнулись на большее. Они решили снять эпос не только о становлении супергероини, но и эмоционально привязать ее ко всему человечеству через вопросы жертвенности и отказа от крайне эгоистичных желаний. А еще прикрепить весь этот конструкт к нашему времени, что на деле стало очередным пинком Трампа.

Затея благородная. Решение же ее в фильме Чудо-женщина 1984 чересчур прямолинейное, неумелое и самоуверенное. Время авторами выбрано неспроста: 80-е, эпоха Рейгана. Именно тогда впервые прозвучал слоган Make America Great Again и именно тогда жадность многих американцев к быстрому успеху достигла одного из своих пиков.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

Дженкинс выкручивает ручки этой жадности до предела, создавая фальшиво благотворную среду для своих идей. Этот отрыв от реальности не дотягивает до притчи и зависает где-то на уровне истеричного морализаторства. В фильме Чудо-женщина 1984 все чего-то страшно хотят: Диана вернуть любимого пилота, Минерва заиметь, наконец, смелость, Максвелл Лорд хочет просто хотеть (он здесь большой опасный ребенок, читай: Трамп).

Все за свои желания, естественно, поплатятся. Минерва, например, совестью, что совершенно топорно проиллюстрировано ее взаимоотношениями с добрым бомжом и алкоголиком-приставалой из парка. Никто, естественно, не замечает самого главного у себя под носом. В случае с Лордом это совершенно убогая линия с его маленьким сыном, который весь фильм ждет отца в приемной.

Наивность идей, поданная с серьезным лицом — один из столпов современного супергеройского кино, но редко когда он с таким треском разбивался об амбиции авторов и неумение им соответствовать. Становление, желания, сюжетные арки (их тут три: Дианы, Лорда и Минервы), многочисленные локации складываются здесь в колос на глиняных ногах, который начинает крениться минуте на 30-й, а во второй половине этого страшно длинного фильма падает на киновселенную DC, поднимая пыль и воспоминания об успехах Зака Снайдера (Бэтмен против Супермена, где у Чудо-женщины была пара великих моментов) и Джеймса Вана (Аквамен, как лучший пример светлого DC).

Пыль эта, к сожалению, не похоронит амбиции самой Пэтти Дженкинс, чья карьера строится во многом на статусе женщины-режиссера, которой не давали снимать. Вот, дали.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

3. Картинка и актеры

Не сыграл в плюс и перенос премьеры на декабрь. От авторов картины это, конечно, не зависело, но перед нами все равно уникальный случай, на примере которого можно увидеть, насколько летний блокбастер заточен под лето. Начиная от настроения и одежды героев и заканчивая Днем Независимости (с другой стороны, вряд ли чересчур патетичный поклон в сторону 4 июля сработал бы выйди фильм в срок).

Но нет худа без добра. Галь Гадот по-прежнему идеальная Чудо-женщина. Ее боевой инструментарий смешон, экшн-сцены почему-то до сих пор ужасны (так было и в первой Женщине), актерское мастерство оставляет желать лучшего. Но располагающая харизма и внешность делают свое дело. Трудно представить на месте Гадот кого-то другого.

Главный аксессуар Дианы — Крис Пайн — тоже не портит картину. Он здесь единственный нормальный мужчина после бомжа из парка (по факту мертвый и из времен Первой мировой, но тем не менее) и соответственно изображает слегка удивленный происходящему вокруг голос разума. Для третьего фильма его оживят вряд ли: свою роль пилот Стив Тревор отыграл до конца.

Кристен Уиг — замечательная комедийная актриса, кастинг которой намекал на шутливый тон фильма. Тон у фильма получился не шутливый, а значит и Уиг здесь смотрится лишней. Что обидно: ее амплуа неловкой соблазнительницы отлично подходит для роли Минервы.

Второе сокровище после Гадот — Педро Паскаль и его суетливый, обиженный человечек Максвелл Лорд. Бог с ним с Трампом, этот персонаж в исполнении Паскаля так прекрасен в своем низком желании поскорее стать признанным, замеченным, великим. Лорду придумали стандартный бэкграунд с отцом-абъюзером (мужчины во вселенной Дженкинс, за вышеуказанным исключением — зло, которое порождает зло). Бэкграунд этот не работает. Зато работает мастерство отдельно взятого актера: Паскаль словно наверстывает упущенную в Мандалорце мимику.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

Чудо-женщина 1984 — вердикт НВ

5/10

Чудо-женщина 1984 — картина, в которой неумение режиссера видеть и рассказывать сложную историю, с ловкостью жонглировать смыслами и символами (Диана, к слову, живет в отеле Уотергейт, ага), избегать морализаторства слегка компенсируется ее актерами и в первой половине — не успевшими надоесть яркими красками.

В остальном перед нами кино, павшее под грузом собственных амбиций. Моральный приворот, призванный наставить Америку и остальной мир на путь истинный, но обернувшийся ярмаркой тщеславия с ограниченным числом приглашенных.


Чудо-женщина 1984

Wonder Woman 1984

2020 год

США

Режиссер — Пэтти Дженкинс

В главных ролях: Галь Гадот, Крис Пайн, Кристен Уиг, Педро Паскаль и другие.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X