Хватит крушить эту Скалу. Рецензия на супергеройский экшн с Дуэйном Джонсоном Черный Адам

22 октября, 18:55
Черный Адам (Фото:кадр из фильма)

Черный Адам (Фото:кадр из фильма)

В украинский прокат вышел фильм Черный Адам — новая, одиннадцатая по счету глава многострадальной киновселенной DC и первый полноценный дебют Двейна «Скалы» Джонсона в жанре супергеройского экшна.

Валерий Мирный

Кинообозреватель НВ

Компанию актеру составили ветеран Пирс Броснан и малоизвестные Элдис Ходж, Ной Сентинео, Квинтеса Свинделл. Эти четверо представляют совершенно новых супергероев, являющихся членами Общества Справедливости Америки. Совершенно нового, злого героя представляет и Джонсон: он не церемонится с врагами, а просто убивает их.

Видео дня

То есть причины для разговора здесь как минимум две: подходит ли Скале супергеройское трико и заработал ли наконец вечно буксующий механизм DC? И хотя сказать здесь есть что, утешительными эти слова не будут.

Сюжет

Когда-то очень давно, возможно, где-то на Ближнем Востоке в придуманной стране Кандак жил тиран по имени Ан-Кот. В отчаянной попытке продолжить правление и расширить свое могущество он превратил жителей Кандака в рабов и заставил их копать землю в поисках редкого магического металла, чтобы выковать из него Корону Саббаку — артефакт, дающий его носителю силу демонов.

Корону выковали, но правление Ан-Кота все равно было недолгим: из народа восстал герой Тэт-Адам. Могучие маги наделили его силой Шазама и он с легкостью положил конец тирании и загадочно исчез. При этом Тэт-Адам не был классическим супергероем. Он появился в жестокие времена, был их отражением и пленных, как говорится, не брал.

Поэтому когда волею судеб он проснулся, уже в современном Кандаке запаниковали современные супергерои, члены довольно лицемерного Общества Справедливости Америки: Человек-ястреб, Доктор Фейт, Атомный разрушитель, Циклон. Они не могут понять злобу Адама, его желание меньше говорить и больше действовать. Адам в свою очередь не понимает, почему через 5000 лет и при наличии могущественных и вроде бы добрых сил люди в его стране все еще страдают от несправедливости.

Исполнение

Дуэйн Джонсон на данном этапе своей карьеры окончательно превратился в машину, зарабатывающую деньги. Возможно, бездушную. По крайней мере, раньше почти все фильмы с ним в главной роли были замечательными: Гоббс и Шоу, Моана, Стукач, Кровью и потом, Царь скорпионов и многие другие — это чистое, попкорновое зрелище. Веселое, поучительное, развлекательное. Проскакивали даже эксперименты типа недооцененных Сказок Юга Ричарда Келли (на минутку, автор Донни Дарко).

Но чем больше власти над прокатом получал Джонсон, тем более рекламными становились его проекты. Их обезоруживающая уютная простота словно перешагнула за неуловимую, но очень важную черту и стала неинтересным примитивом. Тогорный фильм Красное сообщение — один из самых дорогих и, к сожалению, самых успешных проектов Netflix — стал первой ласточкой этого перехода.

Фильм Черный Адам закрепил этот антиуспех. Он все еще может собрать много денег: инерция — штука серьезная, да и в принципе экшн, битвы в небесах, новая для супергеройского кино фактура на земле, новые персонажи и история становления самого Черного Адама — все заявленное в трейлере вроде бы есть. Но в расширенном виде оно не радует.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Видно, что каждый персонаж, каждая шутка, каждый плохо написанный диалог прошел здесь несколько фокус-групп, отполировался до прозрачного, незаметного состояния. Жаркий, древний муравейник Кандак, который мог бы отсылать к Сектору Газа, Палестине, Сирии в конце концов — то есть территориям, изуродованных забвением, противоречиями, лицемерием, геополитикой — не отсылает ни к чему. Этот потенциально содержательный разговор оборвался примерно на двадцатой минуте. Приблизительно там же, где оборвались шансы фильма Джонсона (он здесь один из продюсеров) стать вменяемым зрелищем.

Вслед за Кандаком проваливается и история самого Черного Адама. Он мог бы стать народным мстителем, защитником угнетенных, этаким сыном своей земли. Методы Адама жестоки, его переполняет злость, но, видит бог — это то, что нужно миру в соответствующие времена. Противодействовать ему, совершенно не разобравшись в ситуации, пытаются члены Общества Справедливости Америки (условный ООН). Это противостояние могло бы быть также отсылкой к актуальному диалогу.

Но чтобы диалог стал содержательным и интересным для зрителей, они должны что-то чувствовать к его субъектам. Этой важной эмоциональной привязки авторы обеспечить не смогли. История Адама трагична и это сделано, конечно, намеренно, но она разворачивается не постепенно, а очень отрывочно. Две трети фильма Адам мечтательно, телячьим взглядом Дуэйна Джонсона, смотрит на свою статую в столице Кандака и только под конец уставший зритель узнает, почему. Вау-эффект не достигнут.

Члены же Общества Справедливости Америки бесяны с самого начала. Двое из них, Атомный разрушитель и Циклон, существуют только для количества и чтобы их клишированная история любви придала Черному Адаму романтический флер.

Доктор Фейт (Пирс Броснан) и Человек-ястреб (Элдис Ходж) оказывают большее влияние на сюжет. Первый занимает сдержанную позицию по поводу Черного Адама и Кандака и пытается всех понять, спасти. Второй, согласно псевдониму, более жесток в своих намерениях: он хочет пленить Адама и передать дела террористов, уродующих Кандак, в какой-то там суд.

Сюжетный узел отношений героя Джонсона с Обществом Справедливости Америки надоедает на той же двадцатой минуте. Все кричат, надувают щеки, ищут общий язык, но содержания в их действиях нет, ведь законы жанра, которых режиссер фильма Хауме Кольет-Серра (Круиз по джунглям с тем же Джонсоном) придерживается с преданностью ненавистного отличника, диктуют свои условия: разговоры разговорами, а драки не избежать. А за ней будет еще одна потасовка, и еще одна, и так до бессмысленной бесконечности.

При этом Дуэйн Джонсон смотрится в образе Черного Адама неплохо. Актер располагает ограниченным набором профессиональных приемов — в этом случае мрачных выражений лица — которые он умело наполняет своей мощной харизмой.

Но наполнить харизмой весь фильм у него не получилось.

5/10 — вердикт НВ

Излишняя уверенность в себе до добра не доводит. И Дуэйн Джонсон стал слишком уверен в своем положении в индустрии, в своем успехе, в том, что он, как голливудский царь Мидас, производит золото прикосновением к проектам. Нет, это не так.

На этом этапе своей карьеры он скорее продюсирует своим касанием не золотой стандарт, а маркетинговый — скучный, предсказуемый, проходимый. Если подытожить, то именно таким и получился фильм Черный Адам. А расширенная вселенная DC пока так и остается кучей растерянных проектов, тщетно стремящихся к объединению.

  • Черный Адам
  • Black Adam
  • 2022 год
  • США
  • Режиссер — Хауме Кольет-Серра
  • В ролях: Дуэйн Джонсон, Элдис Ходж, Пирс Броснан, Ной Сентинео, Сара Шахи и другие.
Показать ещё новости
Радіо НВ
X