Съемки у друзей и смерть на премьере. 10 фактов о кинематографе Бориса Виана

28 октября 2020, 12:23

26 октября во Довженко-центре начнется фестиваль, посвященный культовому французскому писателю, поэту, музыканту Борису Виану. VianFest продлится до 31 октября и охватит различные грани творчества одного из самых эксцентричных художников-модернистов.

На фестивале можно будет посмотреть лучшие экранизации литературных произведений Виана, посетить презентацию первого украинского перевода эротично-криминального романа И мы уничтожим всех уродливых (1948), а также увидеть украинскую премьеру созданного по его мотивам спектакля Для наших диких душ (Швейцария-Украина, 2020).

Видео дня

В ожидании VianFest ученый Довженко-Центра Стас Битюцкий специально для НВ STYLE собрал 10 фактов о кинематографе Бориса Виана:


1 Борис Виан вырос в буржуазной семье, рано открыл для себя литературу, был постоянно погружен в многочисленные игры с не менее многочисленными родственниками. Из-за пристрастия матери к классической музыке он быстро возненавидел Моцарта и ему подобных. Довольно скоро открыл для себя джаз, в котором как и большинство его сверстников видел протест против устаревших канонов и блестящую возможность импровизации. Кино увлекло молодого Виана тем, что соединило в себе все его страсти.

2 Еще в молодости Виан был завсегдатаем кинотеатров (говорят, что именно насмотревшись советских фильмов, он придумал странную речь, звучащая в Пене дней), а в начале 40-х вместе с женой Мишель Леглиз даже пытался писать сценарии. Последние, правда, особым успехом не пользовались и явно уступали его прозе.

предоставлено Довженко-центром
Фото: предоставлено Довженко-центром

3 Одно из первых появлений Виана в кино приходится на 1946 год. К тому времени он активно занимался музыкой и входил в состав довольно известного в Париже ансамбля Клода Абаде. Вместе с другими его участниками он появился в небольшом эпизоде фильма Мадам и ее любовник режиссера Жана Марго. Впоследствии этот опыт Виан опишет в новелле Статист.

4 Во второй половине 40-х Виан регулярно появлялся в короткометражках своих друзей. Прежде всего, вместе со своим закадычным другом Жаком Лустоло, известным под прозвищем Майор, он снялся в нескольких короткометражных фильмах Жана Сюийе, а после появился и в первых творениях легендарного режиссера и кинотеоретика Александра Астрюка. Однако больше всего Виан сыграет в фильмах своего лучшего друга Пьера Каста. Интеллигентный сторонник поэтического стиля в кино Каст хотя и не получит большой славы как режиссер, однако сможет полностью вписаться в предтечи известной в истории кино «новой волны». Виан же сыграет у Каста в частности, вероятно, наиболее выразительную из всех своих коротких ролей в фильме Прекрасный возраст (1960).

5 В короткометражном фильме Сен-Тропе. Задача на отпуск Борис Виан попал в компанию других будущих звезд «новой волны». Так в актерской команде фильма рядом с Вианом работает один из самых узнаваемых актеров Франции второй половины ХХ века Мишель Пикколи, которому тогда было всего 20 лет. А монтаж фильма делает еще один блестящий начинающий — будущий крупнейший формалист «новой волны» Ален Рене. Самого же Виана благодаря его амплуа смелого «кинематографического» литератора иногда даже называли автором «новой волны», пришедшим слишком рано.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу
предоставлено Довженко-центром
Фото: предоставлено Довженко-центром

6 Кино однозначно захватывало Бориса Виана, но играть в нем ему было скучно. Высиживать день на съемочной площадке, повторять одни и те же фразы. Для всего этого Виан был слишком нетерпелив. Тот же Каст как-то вспоминал, что Борис всегда прибегал на съемки в последний момент, быстро делал свое дело и так же быстро исчезал. Помня о том, что почти всю жизнь Виан прожил с пороком сердца, его биографы любят использовать здесь традиционную формулировку: «Он будто чувствовал, что ему отведено слишком мало времени».

7 Свой самый известный роман Борис Виан написал в марте 1946 года, высмеяв в нем модный тогда экзистенциализм и его главного апологета Жан-Поля Сартра. Впоследствии этот роман дважды экранизировали во Франции. В 1968 году это сделал режиссер Шарль Бельмон (этот фильм покажут в ретроспективе в Довженко-центре). Премьера ленты состоялась на Венецианском кинофестивале, где она получила довольно лестные отзывы. В 2013 роман был экранизирован во второй раз режиссером Мишелем Гондри. Кроме того, по мотивам Пены дней в 2001 году в Японии сняли ленту Хлоя.

8 Виан раньше многих понял появление моды на Америку во Франции — от стремительного распространения бибопа в Париже до увлечения критиков Cahieurs du Cinema Хичкоком, Фордом и Хоукс. Так же хорошо он понимал, что Америка в искусстве выступает как новый мощный миф, к созданию которого он решил присоединиться. Виановский псевдо-американец Вернон Саливван — первый бастард этого мифологизированного пространства на ниве французской прозы.

предоставлено Довженко-центром
Фото: предоставлено Довженко-центром

9 Виан оказал влияние на становление во Франции жанра нуар, или «черного романа». Я приду плюнуть на ваши могилы — пример именно такой низкой литературы, грубой и провоцирующей одновременно. Выход книги сопровождался скандалом. Однако шум поднимали не литературные критики, а газетные моралисты. Проблему видели, как в главном герое, так и в «порнографических» сексуальных сценах. Несмотря на пуританский шум, книга разрастется до тетралогии и выдержит массу переводов и переизданий.

10 Борис Виан умер на закрытой утренней премьере фильма Я приду плюнуть на ваши могилы (1959) в кинотеатре Le petit marbeuf неподалеку от Елисейских полей. Продюсеры даже не пригласили Виана на показ, однако он решил прийти. С титров этого фильма писатель собирался убрать свое имя как автора литературной основы, ведь считал, что продюсеры выманили у него права на этот бестселлер. Через пять минут после начала фильма писатель ехидно прокомментирует увиденное: «Эти актеры — такие американцы, как моя задница». Еще через пять минут — у Виана случится сердечный приступ. Ему было 39. По словам режиссера Филиппа ле Го, Виан «умер рано, однако прожил тысячу жизней».

Редактор: Мария Кабаций
Показать ещё новости
Радіо НВ
X