Большой кризис маленького мужчины. Рецензия на фантастическую трагикомедию с Мэттом Дэймоном - Уменьшение
В украинский прокат выходит новый фильм Александра Пэйна – Уменьшение.
Примечателен он сразу несколькими моментами. Во-первых, автором: Пэйн снял несколько замечательных трагикомедий про мужчин, застигнутых врасплох личностным кризисом (О Шмидте, На обочине, Потомки). Во-вторых, тем фактом, что Уменьшение – первый заход режиссера на территорию фантастики. Ну и, в-третьих, актерским составом картины.

В итоге, фильм у Пэйна получился хоть и занятный и местами даже изобретательный, но не без большого количества оговорок.
Сюжет
Пол и Одри Сафранек живут тихой неприметной жизнью. Они не богаты, но и не то чтобы бедны. Просто Пол в результате неких обстоятельств упустил несколько шансов в жизни. Справедливости ради стоит сказать, что обстоятельства были довольно серьезными.
Одновременно где-то в Норвегии доктор Йорген Асбйорнсен открывает технологию уменьшения объектов. Или субъектов. Цель – максимально снизить негативное влияние человека на природу. Первопроходцем становится сам Йорген. Доктор уменьшается до размеров 12-сантиметрового человечка. Все в восторге. Технологию ставят на поток.

Самой соблазнительной причиной, чтобы воспользоваться уменьшением для простого человека становится, тем не менее, не экология, а возможность поправить свое финансовое положение: тело уменьшается вместе с потреблением и занимаемой площадью, соответственно к банковскому счету можно добавить пару ноликов.
И тут произошло два события: Одри захотела поменять дом, а на запланированную встречу выпускников пришли уменьшенцы (люди, воспользовавшиеся технологией доктора Йоргена) и стали рассказывать насколько круто, в лучшую сторону, поменялась их жизнь. Денег на хороший дом у Пола нет, поэтому слова маленьких бывших одноклассников произвели на него сильнейшее впечатление.
Он уговаривает Одри уменьшиться. Та сначала соглашается, но в самый последний момент передумывает. Теперь Полу нужно в одиночку привыкать к новому телу и искать свое место под солнцем.

Сценарий и драматургия
Хорошим авторам тоже иногда приходят в голову не очень остроумные идеи. И они снимают по ним фильмы. Поэтому нужно сразу отбросить все претензии к моменту с уменьшением и ко всем экономическим допущениям, которые из этого момента следуют. Гораздо интереснее поговорить про то, как режиссер справился с поставленными им самим задачами.
И здесь начинаются проблемы посерьезнее. Если раньше Пэйн говорил в основном о людях, то в Уменьшении он подключает еще и экологический вопрос вместе с проблемой нелегальных иммигрантов. Понятно, что режиссера в первую очередь интересуют метания Пола Сафранека, а экология с нелегалами проходит немного по периферии, но это касается только смысла картины.

В сюжете же и нелегалам, и загрязнению окружающей среды уделяется достаточно много времени. Второе оправдывает само существование технологии уменьшения. Первое сообщает нам, что ничего не поменялось и проблемы большого мира благополучно перекочевали в мир маленький.

Важно же здесь то, что Пэйну не удается сбалансировать экзистенциальный кризис отдельно взятого мужчины с проблемами всего человечества. Режиссер перескакивает с одной темы на другую. Причем делает это то максимально резко, то пытается их связать какими-то нелепыми и местами пошлыми диалогами. Совершенно на Пэйна не похоже. К чему, а к диалогам он всегда относился бережно. При этом режиссер никак не может подобрать тон своему фильму. Видно, что Пэйн не определился, хочет ли он над всем посмеяться или все-таки сказать что-то серьезное, или сказать что-то серьезное, посмеявшись.
В итоге режиссер всю дорогу пытается завести двигатель своей картины, и получается у него далеко не всегда. Часто она пробуксовывает и сразу глохнет. И так почти два с половиной часа. Все это, конечно, легко раскритиковать и поставить крест на фильме, как это сделали, например, в США. Но фокус в том, что Уменьшение, несмотря на всю свою дикость, обладает заметным шармом.

Картинка и актеры
Достигается этот эффект с помощью немного мультяшной эстетики фильма, актеров и чего уж скрывать – тех нелепостей, которые здесь часто происходят. Иногда и провал может доставить удовольствие.
Стоит отдать режиссеру должное: он максимально адаптировал мир картины к появлению технологии уменьшения. Городки уменьшенцев, реклама технологии, отношение к ней обычных людей, подробная процедура уменьшения – все тщательно продумано и показано с легким налетом то ли иронии, то ли сарказма.
Мэтт Дэймон окончательно утвердился в амплуа простого американца: надежного, правильного, немного занудного. Как сказал самый яркий персонаж фильма Дюшан Миркович: ”Пол, ты хороший парень и немного жалкий”. Именно такого парня совершенно убедительно играет Дэймон.

Что касается Мирковича, то изображающий его Кристоф Вальц в паре с непонятно как появившемся здесь Удо Киром – главное развлечение второй половины фильма. Играть двум актерам особо нечего, разве что у Вальца ужасно смешной акцент, и видно, что они просто получают удовольствие от процесса.
Лента Пэйна вообще перенаселена известными актерами. В эпизодах появляются: Нил Патрик Харрис, Лора Дерн, Марго Мартиндейл, Джейсон Судекис, а швед Рольф Лассгорд (Уве из Второй жизни Уве) играет доктора Йоргена, что приятно. У американки Хонг Чу немного безумная и смешная роль уменьшенной одноногой вьетнамской беженки, пробравшейся в США внутри телевизора.
Все это выглядит гораздо безумнее, чем звучит, и хотя бы поэтому стоит внимания.

Уменьшение – вердикт НВ
7/10
Александр Пэйн попытался снять актуальную научно-фантастическую сатиру про мужчину в поисках смысла жизни и параллельно проговорить важные экологические и социальные вопросы. Герои Уменьшения зашли в тупик и каждый решает как из него выбраться: кто-то продолжает вести гедонистический образ жизни, кто-то скрывается в подземном убежище, кто-то самоотверженно помогает тем, кому нужна помощь.
Пол Сафранек проходит все эти этапы и в итоге задерживается на последнем, но как-то неуверенно. Именно в неуверенности и отсутствии фокуса кроется проблема фильма Александра Пэйна. Дело тут то ли в отсутствии у режиссера опыта съемок чего-то масштабного, то ли просто в том, что в немного морализаторской системе координат Пэйна нет места фантастике. В любом случае это провал, но опять же – провал, за которым интересно наблюдать.
Уменьшение
Downsizing
Научно-фантастическая трагикомедия
2017 год
США
Режиссеры – Александр Пэйн
В главных ролях: Мэтт Дэймон, Кристен Уиг, Джейсон Судейкис, Кристоф Вальц, Удо Кир, Хонг Чау, Нил Патрик Харрис, Марго Мартиндейл и другие.
Следите за самыми интересными новостями из раздела НВ STYLE в Facebook