Exodus. Biruchiy 019. В Черногории открылась выставка, объединившая украинских и европейских художников

22 августа 2019, 18:08

В выставочном зале Национального музея Черногории Art Gallery of Miodrag Dado Duric в Цетине открылась международная мультимедийная выставка Exodus. Biruchiy 019. Montenegro.

Выставка объединила художников из Украины, Черногории, Франции, Чехии, Сербии, Боснии и Герцеговины. Куратор проекта Константин Дорошенко рассказал НВ о его сути.

Видео дня

Петар Чукович (Черногория) и Константин Дорошенко (Украина) открывают выставку в Цетине (Фото: @Exodus Biruchiy)
Петар Чукович (Черногория) и Константин Дорошенко (Украина) открывают выставку в Цетине / Фото: @Exodus Biruchiy

Черногория — государство и древнее, и молодое. Обретавшее и терявшее независимость в столетиях бурной истории Европы, оно стало местом пересечения различных культур, этносов, религий. Благословенная природа формировала стойкость, мудрость и выдержанность национального характера жителей Черногории, готовых отстаивать свою землю, исследовать мир, но не стремящихся к экспансии и не проявляющих агрессии к соседним народам.

Сегодня, когда старый мир претерпевает необратимые изменения, экономика, социум, общественные устои находятся в перманентном кризисе, а социальные сети и интернет стремительно формируют новую реальность, Черногория, как страна с открытым взглядом на мир, находящаяся не в центре традиционной европейской и мировой политики, может оказаться одним из центров нового понимания мира.

Матвей Крылов (Черногория). Из проекта Планета Вода, 2018. Влада Ралко  (Украина). Из серии Моя работа меня делает, 2019 (Фото: @Exodus Biruchiy)
Матвей Крылов (Черногория). Из проекта Планета Вода, 2018. Влада Ралко (Украина). Из серии Моя работа меня делает, 2019 / Фото: @Exodus Biruchiy

Не зря Цетинская биеннале прозвучала в свое время в Европе, как глоток свежего воздуха, территория поиска, открытости и честности в ангажированном финансово и идеологически мире глобального арт-бизнеса. Самые острые темы, самые экстравагантные художественные высказывания, разрушающие табу, звучали на ней — от трагедии этнических чисток до грани порнографии в природе.

Никита Кравцов и Камий Санье (Украина-Франция). Исход (Вторжение), 2019. APL315, Гвоздь, 2019, Ісход 1.0, 2018 (Фото: @Exodus Biruchiy)
Никита Кравцов и Камий Санье (Украина-Франция). Исход (Вторжение), 2019. APL315, Гвоздь, 2019, Ісход 1.0, 2018 / Фото: @Exodus Biruchiy

Украину роднит с Черногорией отсутствие имперского подхода в политической и культурной плоскости, сочетание древности и новизны государственности. Только Украина находится сегодня в ситуации войны, что определенным образом акцентирует в том числе и направление мыслей людей искусства. Черногория же пережила военное потрясение во время распада Югославии, что делает опыт ее культурной политики тем более интересным сегодня, в мире, где войны и беженцы, увы, становятся перманентной реальностью.

Владимир Будников (Украина). Из серии Варианты выхода, 2019 (Фото: @Exodus Biruchiy)
Владимир Будников (Украина). Из серии Варианты выхода, 2019 / Фото: @Exodus Biruchiy

Наша выставка — результат международного арт-симпозиума, организованного в черногорском Горном Морине социальным клубом Exodus и украинской арт-резиденцией Бирючий при поддержке Украинского культурного фонда. Тема симпозиума и название выставки — Exodus — обращает нас к одной из переломных точек истории человечества, описанных в Ветхом Завете. Времени, когда, покидая египетский плен, народ Израиля, проходя испытания, совершая ошибки, путем очищения двигался к Земле Обетованной.

Павла Никитина, Иржи Пец (Чехия), Было, 2019 (Фото: @Exodus Biruchiy)
Павла Никитина, Иржи Пец (Чехия), Было, 2019 / Фото: @Exodus Biruchiy

Сегодняшний мир, в котором нарастают тенденции самоуничтожения человечества, от экологической проблематики до увеличивающегося расслоения между богатыми и бедными и новой угрозы ядерной войны, в котором новые технологии, не успев появиться, ставятся на службу манипуляциям массовым сознанием, видится пленом, исход из которого — единственная возможность спасения. Но современный исход требует отказа от стереотипов мышления и самовоспроизводящегося сценария насилия, отпечатанного в человеческой истории.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу
Сергей Братков (Украина-Россия). Из серии В Библии об этом не написано..., 2019 (Фото: @Exodus Biruchiy)
Сергей Братков (Украина-Россия). Из серии В Библии об этом не написано..., 2019 / Фото: @Exodus Biruchiy

«То, что позволяет человеку достигать желанных целей, радоваться своим чувствам, собственному достоинству, уверенности в желанном будущем, придает смысл его жизни. Человек способен сам выбирать, с чем связать смысл и счастье своей жизни, — с ценностью власти или ценностью свободы», — пишет в своей книге Власть российско-израильский математик и философ Феликс Шмидель. «Выбор власти это выбор права на доминирование, насилие, причинение ущерба радости другого ради собственной радости своего превосходства. Выбор свободы — это выбор права на взаимную паритетность, взаимное согласие, взаимную радость с другими ради собственной радости», — резюмирует он.

Искусство является способом человеческой деятельности, предвосхищающим развитие человечества. Фантазия, предчувствие, волнение художника дают ему возможность увидеть потенциальный выход там, где этого не могут ученые и политики. Вскрыть болевые точки, на которые обывателю свойственно закрывать глаза в стремлении к самоуспокоенности.

Младен Милянович (Босния и Герцеговина). Дидактическая стена, 2019 (Фото: @Exodus Biruchiy)
Младен Милянович (Босния и Герцеговина). Дидактическая стена, 2019 / Фото: @Exodus Biruchiy

Представленные в проекте художники не только творили на заданную тему, но и коммуницировали, взаимодействовали на семинарах, лекциях, осмысляя вопросы отнюдь не только искусства, но и истории, экономики, социальных тенденций, новых способов кооперации, общественных и деловых взаимоотношений. Мы с комиссаром проекта, черногорским историком искусства, неоднократным куратором Цетинских биеннале Петаром Чуковичем также привлекли к выставке произведения художников, не участвовавших в резиденции, но создавших работы, созвучные теме ее исследования.

Елена Томашевич (Черногория). I Have Been Doing This Shit Since I Was Little, 2019. (Фото: @Exodus Biruchiy)
Елена Томашевич (Черногория). I Have Been Doing This Shit Since I Was Little, 2019. / Фото: @Exodus Biruchiy

Важнейший акцент выставки — констатация того, что в современном мире нет больше художественных метрополий и периферии. В странах без имперского прошлого, без претензий на культурную экпансию, так же размышляют о мировых вызовах и проблемах, как и в общепризнанных культурных столицах. Могущественные державы своими стратегиями подвели мир к ситуации целого спектра кризисов.

Влатка Вуйошевич (Черногория). Ooh, baby, do you know what that's worth...?, 2019 (Фото: @Exodus Biruchiy)
Влатка Вуйошевич (Черногория). Ooh, baby, do you know what that's worth...?, 2019 / Фото: @Exodus Biruchiy

Наступило время слышать голос других государств, в частности — Восточной и Центральной Европы. Пройдя опыт «кровавых земель» (по определению Тимоти Снайдера), строившихся на миллионах жертв социалистических утопий, имперских инвазий и войн, эти страны сохранили особенную витальность, прошли уникальные мутации и выработали свою оптику мировосприятия через искусство.

Выставка Exodus — убедительный документ, демонстрирующий миру Черногорию, как место диалога и пульсации современных образов и смыслов. И Украину, как одного из инициаторов этого диалога.

Зоран Тодорович (Сербия). Из проекта Теплота, ковер из человеческих волос, 2009 (Фото: @Exodus Biruchiy)
Зоран Тодорович (Сербия). Из проекта Теплота, ковер из человеческих волос, 2009 / Фото: @Exodus Biruchiy

Проект реализован при поддержке Украинского культурного фонда усилиями социального клуба Exodus и художественной резиденции Бирючий.

Редактор: Юлия Найденко
Показать ещё новости
Радіо NV
X