Дневники Берлинале 2020. Гепродюсер ОМКФ Юлия Синькевич — о фаворитах и фильмах-победителях

4 марта 2020, 08:15

С 20 февраля по 1 марта в Берлине прошел один из главных кинофестивалей мира, который в этом году отметил свой 70-й день рождения. Генеральный продюсер Одесского международного кинофестиваля Юлия Синькевич специально для НВ рассказала о том, как прошел Берлинале в этом году.

@НВ
Фото: @НВ

Негласное правило кинофестивалей — самые интересные фильмы показываются во второй половине смотра. Так получилось и на 70-м Берлинале. Лауреата Золотого медведя показали в последние дни фестиваля, когда многие уже разъехались и сошлись во мнении, что фаворит нынешнего Берлинале — американская драма Элайзы Хиттман Никогда, редко, иногда, всегда.

Видео дня

Предсказания не сбылись и Хиттман уехала домой с второй по значимости наградой — Гран-при жюри. Неудивительно, что инди-драма Никогда, редко, иногда, всегда завоевала зрителей. В ней очень осторожно, но при этом прямо проговаривается тема, которая вообще не должна вызывать какую-то полемику — это право женщины на свое тело и выбор, что с ним делать.

Кадр из фильма Никогда, редко, иногда, всегда (Фото: @Berlinale)
Кадр из фильма Никогда, редко, иногда, всегда / Фото: @Berlinale

В то же время победителем Берлинале стал фильм, в котором выбора вроде, как и нет. Речь идет о смертном приговоре, который стал нарративом в картине Зла не существует. Учитывая, что фильм иранского политического диссидента Мохаммада Расулофа показали в последние фестивальные дни, было очевидно, что эта картина точно выиграет какой-то из призов. Оставалось узнать какой.

Кадр из фильма Зла не существует (Фото: @Berlinale.de)
Кадр из фильма Зла не существует / Фото: @Berlinale.de

На церемонию награждения приехала чуть ли не вся съемочная группа за исключением самого режиссера. Расулофу запрещен выезд из страны, потому награду вручили его дочери, которая также снялась в фильме. Зла не существует не был моим фаворитом, но его победа довольно предсказуемая. В четырех новеллах, из которых состоит фильм, проговаривается мораль, которую жаждет услышать европейский зритель. Ведь он далек от смертной казни, а для Ирана — это сегодняшние реалии. Ежегодно тут приговаривают к смерти сотни человек.

Баран Расулоф получила награду вместо отца режиссера Мохаммада Расулофа (Фото: REUTERS/Fabrizio Bensch)
Баран Расулоф получила награду вместо отца режиссера Мохаммада Расулофа / Фото: REUTERS/Fabrizio Bensch

Третьим из основных победителей стал классик корейского кинематографа Хон Сан Су. Он получил приз за режиссуру фильма Женщина, которая сбежала. Вполне заслуженная награда, учитывая, что фильм снят все в том же узнаваемом авторском стиле корейца — минималистическая комедия о творческой интеллигенции. Хон Сан Су привез в Берлин разговорное кино, в котором все держится на недосказанностях и тонких нюансах межличностных отношений. Построить на этих элементах сильное кино под силу только талантливому мастеру.

Кадр из фильма Женщина, которая сбежала (Фото: @Berlinale.de)
Кадр из фильма Женщина, которая сбежала / Фото: @Berlinale.de

Приз за лучший сценарий достался итальянским Плохим сказкам. Это всего второй фильм для молодых братьев ДʼИнноченцо и уже такая награда. Их фильм похож на осторожное, но едкое социологическое исследование, местами напоминающее работы Михаэля Ханеке, местами — стилистику Гильермо дель Торо.

Кадр из фильма Плохие сказки (Фото: @Berlinale.de)
Кадр из фильма Плохие сказки / Фото: @Berlinale.de

Плохие сказки рассказывают о невыносимых буднях детей в итальянской провинции. Местами от происходящего на экране становится смешно, а в следующую секунду — жутко не по себе. Одну из ролей в фильме сыграл Элио Джермано. Он тоже не уехал домой с пустыми руками, забрав приз за лучшую мужскую роль. Правда, в другом конкурсном фильме — Спрятанный Джорджо Диритти.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу
Кадр из фильма Спрятанный (Фото: @Berlinale.de)
Кадр из фильма Спрятанный / Фото: @Berlinale.de

В женской категории лучшей назвали Паулу Бер, знакомую многим по роли во фильме Франц Франсуа Озона. На Берлинале была представлена картина Ундина Кристиана Петцольда, где актриса сыграла девушку, теряющую и обретающую любовь вновь. Это современная вариация старинной немецкой легенды.

Кадр из фильма Ундина (Фото: @Berlinale.de)
Кадр из фильма Ундина / Фото: @Berlinale.de

Большая интрига была в новой конкурсной программе Столкновения, в которую, казалось, Карло Шатриан вложил всю свою любовь. Именно тут были самые неординарные работы. Победителем секции стал смелый восьмичасовой фильм Труды и дни (Таеко Сиодзири в долине Сиотани) С. В. Винтера и Андерса Эдстрема, который показывали с тремя антрактами.

Кадр из фильма Труды и дни (Таеко Сиодзири в долине Сиотани) (Фото: @Berlinale.de)
Кадр из фильма Труды и дни (Таеко Сиодзири в долине Сиотани) / Фото: @Berlinale.de

Награда за режиссуру справедливо досталась румынскому режиссеру Кристи Пую за философскую разговорную картину Мальмкрог. Спецпризом наградили Сандру Волльнер, которая представила на Берлинале дискомфортную, тягучую, но очень интересную драму Проблемы с рождением.

Кадр из фильма Мальмкрог (Фото: @Berlinale.de)
Кадр из фильма Мальмкрог / Фото: @Berlinale.de

В этом году Берлинский кинофестиваль смог удивить многими картинами, но немного разочаровал основным конкурсом. Все-таки он показался недостаточно ярким, чего не скажешь о новой конкурсной секции Столкновения. Тем не менее, мы смогли отсмотреть множество интересных и новаторских работ, которые покажем в июле на 11-м Одесском международном кинофестивале.

Редактор: Юлия Найденко
Показать ещё новости
Радіо НВ
X