Галлюциногенный трип для кинотеатров. Рецензия на фильм Аватар: Путь воды

17 декабря 2022, 20:02
Новая картина Джеймса Кэмерона вышла через тринадцать лет после первого Аватара (Фото:Disney Studios/Getty Images)

Новая картина Джеймса Кэмерона вышла через тринадцать лет после первого Аватара (Фото:Disney Studios/Getty Images)

В украинский прокат вышел фильм Аватар: Путь воды — уникальный за своим местом в общественном сознании и на мировом кинорынке сиквел.

Новая картина Джеймса Кэмерона вышла через тринадцать лет после первого Аватара, который до сих пор держит место самого кассового фильма в истории кинематографа (2,923 миллиарда долларов сборов), но чей блеск за эту бесконечно насыщенную декаду несколько угас. Эффект от технических достижений затерся о фильмах Marvel, DC и Lucasfilm. А место статных внеземных индейцев в поп-культурном поле так четко и не определилось: серьезно к ним относиться или делать мемы? Никто не успел понять. Единственное на чем держался проект Аватар и фильм Путь воды — это вера режиссера в то, что он и его команда смогут заново заинтересовать, удивить, ошеломить зрителя миром Пандоры. Вера и весомый труд. Оба эти пункты ощущаются во время просмотр картины. Вместе с кучей других эмоций, которые не всегда можно выразить спокойными словами. Аватар: Путь воды — это то, ради чего создавались кинотеатры и то, что мог снять только Джеймс Кэмерон.

Видео дня

Сюжет

Через примерно декаду после событий первого фильма Джейк Салли и Нейтири вместе с другими лесными нави из клана оматикая и учеными, которые решили остаться на Пандоре живут в пещере где-то среди славных летучих гор. Это их тайное поселение и одновременно партизанская база, из которой воины племени под руководством Салли ведут борьбу с захватчиками — людьми. Люди же исчезли на несколько лет, чтобы вернуться с новыми силами, технологиями, стратегией. Вместе с ними вернулся и полковник Кворич. Ну как вернулся: вернулся его нави-подобный клон, которого вычурные человеческие военные растили о всякий случай. Если настоящий умрет (а он умер), то дело геноцида коренного население продолжит вторую версию, более подготовленную, «свою». Солдат Кворич замечательный, поэтому за дело взялся упорно. Он хочет уничтожить Салли и Нейтири не столько, чтобы отомстить за смерть отца, сколько потому что они посмели выступить против захватчиков. Когда же Кворич узнает, что у супругов подрастает четверо детей его воображение и тяга к убийству активизируются еще сильнее. Ведь как мы знаем дети — это особое блюдо для оккупантов.

Исполнение

Даже на десятом месяце Великой войны все еще удивляет, насколько продукция западного кинематограф иногда совпадает с украинскими реалиями. Будь то новая и замечательная анимационная экранизация Пиноккио Гильермо дель Торо, где ожила дерзкая деревянная болванка в своем исследовании мира сталкивается с фашизмом. Или сериал Андор Тони Гилроя, где повстанцы детализировано борются с дегуманизированной империей зла. Или фильм Аватар: Путь воды, в котором все человечество окончательно превратилось в россиян и без сожаления, хладнокровно занимается уничтожением коренного население удаленной и отнюдь не принадлежащей им, людям, планеты. В ход идет весь знакомый нам арсенал. Железо и бомбы против детей, женщин, животных, растений. Разрушаются целые экосистемы. На некоторых вертолетных аппаратах Кэмерон намеренно или нет нарисовал букву «V», чтобы в кинотеатре и граница между реальностью и выдумкой для каждого жителя Украины уплыла окончательно. Это продолжение самого кассового фильма в истории или дальняя сай-файная экранизация нашей войны? Яркий сон украинца о событиях 2022-го, но на другой планете? Все-таки продолжение фильма. Просто в мире, где пользуются одним морально-этическим словарем (а с Западом он у нас более или менее один) все связано. Плюс — небесполезно в поведении РФ регулярно находятся исторические параллели то с Третьим Рейхом, то с «совком» сталинского периода. Истории универсальны. Они фрагментарно повторяются в реальной жизни самими людьми.

В кинематографе авторами -режиссерами. Кэмерон это понимает и не пытается придумать в сюжетном плане что-то кардинально новое. Колониальные мотивы, что в первом Аватаре, во втором вторят учебникам из истории. Сцена партизанской атаки на поезд с оружием в начале Пути воды отзовется в сердце не только украинца, но вообще каждого участника сопротивления всех других войн, где были поезда. Семья Джейка и Нейтири растит детей, учится новому, охотится и вообще живет параллельно с войной. Война сплелась с их ритмом. В какой-то момент они буквально становятся беженцами и ищут убежища у другого клана — заточенных под морская жизнь меткаинов.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов NV
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

В фильме Кэмерон на этом этапе наступает самое интересное. Режиссер вообще оставляет колониальный подтекст вне своего внимания и погружается в эмоции героев. Это то чего не хватало первому Аватару, где баланс между инновационными технологиями и схематическим, сухим сюжетом не было. И это то, что позволяет найти связь между зрителем и жителями Пандоры через тринадцать лет после его выхода. Одна из точек входа в фильм. В этом разрезе Путь воды об отцовстве, о тяжести прошлого и о попытках найти свое место в меняющемся и опасном мире. Внимание Кемерона сконцентрировано уже не на Джейке Салли и Нейтире, а на их пятерых детях: старший и младший сыновья, маленькая дочь и самая интересная группа приемных: дочь загадочным способом зачата и рождена аватаром умершего доктора Грейс Огустин (Сигурни Уивер озвучивает и играет ребенка — это, пожалуй, самое странное кастинг решение в истории) и человеческий мальчик, очень фанатеющий от нави. Его биологический отец — полковник Кворич. Балансируя между интересно придуманными деталями (на которые Кэмерон мастер) и размашисто эпосоподобно написанной драмой (до этого олдскульного спектакля у режиссера тоже талант, взять хотя бы «Титаник») Джеймс Кэмерон и творит свой сюжет.

Кворич борется не только с нарушителями порядка, как ему кажется посланниками хаоса, но и со своей новой природой — он теперь нави. И эта растерянность иногда тенью чернеет на его синем лице. Дочь Грейс Огустин Кири — самый интересный персонаж фильма — эта погруженная в себя девочка отчаянно предпочитает понять свое происхождение и свое место в мире Пандоры. А оно учитывая, что Кири имеет мощную связь с Эйвой — сверхсознанием всей планеты — пожалуй, что серьезное.

Disney Studios/Getty Images
Фото: Disney Studios/Getty Images

Сын Кворича Спайдер — свой среди чужих и чужой среди своих. Его история становится более интересной на исходе и явно имеет большой потенциал в продолжениях. Из родных детей Салли и Нейтири выделяется Ло’ак — младший сын, рано понявший, что его путь — это путь одиночка. Он понимает мир тоньше и его действия часто кажутся более сложными. А еще Кэмерон сумел открыть новую страницу в отображении сильной женщины на экране: в финальный битве жена вождя меткаинов Тоновари по имени Ронал (Кейт Уинслет) отчаянно борется с врагом находясь плюс-минус на шестом месяце беременности. Этот по всем стандартам персонаж второго плана появляется редко становится для нас проводником в духовный и естественный мир Пандоры и, честно говоря выглядит гораздо круче, например, Капитана Марвела. Выглядит гораздо круче, поверьте, за все что вы видели «Аватар: Путь воды» и визуально.

Каждая сцена снята оператором Расселом Карпентером («Оскар» за «Титаник») то ли со скоростью 24 кадра в секунду, то ли 48 кадров в секунду радует глаз какой-то галлюционной реалистичностью. Даже то, что выглядит как мультик все равно реалистично. Режиссер использует много крупных планов, чтобы продемонстрировать эмоции героев. Но и понятно — также, чтобы продемонстрировать, как далеко он и его команда зашли в технологию для нашего кинотеатрального опыта. Насколько они ее продвинули вперед ради того, чтобы погрузить в историю зрителя. По уровню иммерсивности в мир Пандоры «Аватар: Путь воды» — это трип без нарушения закону. Абсолютное счастье.

9/10 — вердикт НВ

Время ожидания второго Аватара было полон иронии, скепсиса, иногда безразличия, иногда, конечно, и заинтересованность. Не лишним будет сказать, что все проекты, к которым приложил руку Джеймс Кэмерон («Алита: Боевой ангел», «Терминатор: Фатум») во время работы над «Путем воды», к сожалению, не взлетели. Следовательно, опасения относительно продолжения приключений были не безосновательны. Но в итоге хочется сказать: «Никогда не делайте ставки против Кэмерона». Он мастер гуманистического подхода к технологиям. Едва ли не единственный кто активно двигает их вперед и не вызывает раздражения потому что у его эпосоподобных, исполненных любви к живым историям есть душа. Или Эйва. Как кому нравится.

Аватар: Путь воды

2022 год США

Режиссер — Джеймс Кэмерон

В ролях: Сэм Уортингтон, Сигурни Уивер, Зои Салдана, Клифф Кертис, Кейт Уинслет, Иди Фалко и другие.

Показать ещё новости
Радіо NV
X