Эхо войны. Рецензия на антиутопию про Донбасс Атлантида

8 ноября 2020, 10:55

В украинский прокат вышел фильм Атлантида — четвертая полнометражная работа Валентина Васяновича — одного из лидеров украинской волны постмайданного кино.

Кино, приземленного относительно тем — остросоциальных, насущных, и возвышенного, обнадеживающего касательно их подачи.

До недавнего времени самым известным пунктом в резюме Васяновича была картина Племя Мирослава Слабошпицкого, где он значился сразу оператором, сопродюсером и монтажером. Атлантида с легкостью перекрывает этот успех, во-первых, фактом авторства: Васянович здесь и режиссер, и единоличный сценарист; а, во-вторых, признанием: лента получила главную награду программы Горизонты Венецианского кинофестиваля и ворох призов статусом помельче. Получила она их совершенно заслуженно.

Видео дня

НВ
Фото: НВ

1. Сюжет

Вымышленный 2025 год. Донбасс. Война между Украиной и Россией закончилась победой первой. Однако, победа эта далась нелегко: целые области на востоке нашей страны превратились в серые, вымершие пустыни, по которым печальными ангелами смерти курсируют пытающиеся выжить местные, военные, медики, представители международных миротворческих организаций.

Они работают: на заводах — пока их не продали иностранным корпорациям, на полях — собирая разложившиеся трупы, на дорогах — осуществляя коммуникацию и перевозя припасы, в моргах — пытаясь опознать и каталогизировать мертвых.

Одним из винтиков этого локального пост-апокалипсиса становится бывший военный по имени Сергей. После окончания боевых действий он устраивается на завод, но попытка вернуться к нормальной жизни разбивается о посттравматический синдром. В результате Сергей сначала устраивается развозчиком воды для военных, а потом примыкает к волонтерской организации Черный тюльпан, занимающейся эксгумацией и опознанием убитых на войне. Там он встречает женщину по имени Катя. А вместе с ней и надежду на избавление от экзистенциальных мучений.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

2. Сценарий и драматургия

Фильм Атлантида — пример редкого попадания сразу в важные темы, нужную интонацию, адекватную вышесказанному эстетику. Причем все эти три направления синергично существуют в картине и приводят к абсолютно обезоруживающему эффекту.

Свою картину Васянович начинает со смерти: в прологе, через фильтр тепловизора мы видим, как трое мужчин убивают четвертого. Сначала избивают его, потом закапывают. Земля падает на возможно еще живого человека, постепенно стирая его тепловой след с экрана. В эпилоге тот же эффект будет использован режиссером со знаком плюс: чтобы показать возвращение теплового следа — следа любви и надежды. Но до нее не один день пути.

Сейчас же переход в привычный глазу диапазон не приносит утешения. Перед нами суровая зимняя реальность бывшей зоны АТО, в которой нет жизни, только выживание. Им и занимается ветеран войны, уроженец здешних мест Сергей. Его путь, построенный на по-древнегречески судьбоносных поворотных моментах, мы и засвидельствуем.

Начнется он на дне. С работы на заводе с ностальгирующими по былым временам рабочими и самоубийства боевого товарища. Последнее становится для Сергея горем как способом изменить обстоятельства. Он возвращается на затихший фронт и устраивается развозчиком воды для разбросанных тут и там группкам украинских военных. В фильме Атлантида не стоит проходить мимо символов, и вода, означающая жизнь, становится для Сергея движением в правильную сторону. Это еще не свет в конце тоннеля, но способ стать к нему ближе.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Следующий поворотный пункт в Одиссее Сергея — как бы случайная встреча с Катей — девушкой, работающей в организации Черный тюльпан. Приходящаяся на середину фильма эта встреча будет важнейшей для пытающегося найти новый смысл жизни мужчины. Но до поры без романтического оттенка. Сергей подвозит Катю в морг на исследование тела погибшего мучительной смертью солдата (возможно, того самого, с открывающих кадров).

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

Это подробная и не самая приятная сцена, но она выдергивает Сергея из его удушающего состояния. Он смотрит на разложившееся тело, одетое в ту же одежду что на нем, при этом абсолютно лишенное всех признаков человеческого, но наделенное страшной историей. Мужчина понимает, что мог бы оказаться на этом же столе, в таком же состоянии и понимает, что жизнь предлагает куда больше альтернатив.

И решает ими воспользоваться.

В фильме Атлантида Васянович умело рифмует личную трагедию с трагедией территориальной. Вслед за изменением восприятия мира Сергеем меняется и эмоциональный окрас происходящего вокруг него. Сначала все крайне мрачно, вплоть до сцены на заводе, напоминающей знаменитую рекламу Ридли Скотта для Apple. Но примерно с середины все меняется: вот Сергей коротко встречается с улыбчивым сапером, вот делит скромную, но уютную трапезу (чебуреки с чаем) с Катей, вот мастерит плетеного человечка, оставляя его, возможно, в своей бывшей квартире, таким образом, символично примиряясь с прошлым.

Так блуждания во тьме сменяются более четкой и светлой дорогой. Так мы начинаем по-другому воспринимать и Донбасс после войны: минные поля медленно, но верно обезвреживают, стену на границе с РФ строят, да и антиутопический вид на завод, если посмотреть на него держась за руку с родным человеком, не пугает, а поражает индустриальной красотой.

Разбросанный тут и там символизм, эхо связей между сценами звучат в фильме тихо (интонация у Васяновича вообще спокойная, а единственная истеричная сцена здесь выглядит не очень натурально) и мудро. Режиссер не стремится расколдовать Донбасс, скорее, наносит желанную фантазию о его будущем на карту и вселяет надежду на то, что после всех смертей и мучений жить здесь будет тяжело, но сначала возможно, потом неплохо и дальше — хорошо.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

3. Актеры и картинка

Оператор по первому образованию Васянович вновь подчиняет свою историю своей же стилистике. Первая как бы существует в реальности последней. Получаются статичные, одноплановые сцены. Этот прием не выталкивает из фильма и не сообщает ему схожесть с театром.

Наоборот, пространство Атлантиды — глубокое, звучащее, погружающее в себя. Васянович знает, как выбрать красивый ракурс, сколько дать ему времени и как наполнить движением и смыслом.

Главные актеры в фильме — не актеры. Сергея играет бывший разведчик Андрей Римарук. Он сейчас работает в фонде Повернись живим (ребята, в частности, занимаются поставкой военным тепловизоров). Катю сыграла парамедик Людмила Билека. Друга Ивана — доброволец Василий Антоняк.

Опыт войны сообщил их нахождению в кадре правдоподобности. Отсутствие профильного образования сделало игру ребят немного отморженной. Но сказать, что это каким-то образом вредит картине, нельзя. Отстраненность дополняет психологические портреты героев, полученные ими душевные травмы и вписывается в интонацию фильма — спокойную, дискретную.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

Атлантида — вердикт НВ

10/10

Насколько разреженным был предыдущий фильм режиссера Уровень черного, настолько наполненным, полноценным выглядит новый. И здесь можно долго говорить про актуальность тем, поднимаемых в Атлантиде для нашей страны (и они правда важны и отлично вписываются в каталог идей волны постмайданного кино), но в первую очередь фильм Васяновича — триумф автора, сочетающий в себе совершенную рифму между формой и содержанием.


Атлантида

Atlantis

2019 год

Украина

Режиссер — Валентин Васянович

В главных ролях: Андрей Римарук, Людмила Билека, Василий Антоняк, Катерина Поправка, Вагиф Огли и другие.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X