Русская мафия против капитализма. Рецензия на черную комедию Аферистка с Розамунд Пайк

21 февраля 2021, 11:05

В украинский прокат вышел фильм Аферистка — черная комедия с Розамунд Пайк в главной роли — актрисой, прославившейся на весь мир после выхода триллера Исчезнувшая Дэвида Финчера, где она сыграла психопатку, решившую очень зло пошутить над своим мужем.

И хоть с тех пор Пайк появилась не в одном фильме и не в одном фильме блеснула своим талантом, именно Аферистка может стать самой заметной и любопытной ее работой со времен той картины. Перед нами тоже триллер, только теперь пополам с черной комедией и с Питером Динклейджем вместо Бена Аффлека в роли жертвы.

Видео дня

1. Сюжет

Наше время. США. Умная, стильная, уверенная в себе Марла Грэйсон организовала насколько элегантный, настолько же и циничный бизнес. Она с помощью целой сети с одной стороны тупых (судья), с другой — совсем не дружащих с совестью людей (девушка Марлы Фрэн, ее подруга-врачиха Карен) не вполне законно получает опеку над пенсионерами. Как следствие, переселяет их в дома престарелых, имущество продает с молотка, а деньги присваивает себе.

НВ
Фото: НВ

Пенсионеры эти по большей части живут своими жизнями и в опеке не нуждаются. Своей жизнью жила и Дженнифер Питерсон — обеспеченная дама преклонного возраста, в которую впилась своими когтями Марла. Вот только то, что до процедуры опекунства казалось золотой жилой, после оборачивается серьезными проблемами, грозящими разрушением бизнеса Марлы и даже больше — смертью ее и Фрэн.

Дело в том, что Дженнифер Питерсон кровно связана с русской мафией. Бандиты, узнав об изменении ее жилищных условий, без промедления приступают к мести.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

2. Сценарий, драматургия

Медлить не любит и сама Марла. Жизнь научила ее не уступать свои позиции, особенно угрожающим расправой мужчинам. Вообще, тема женской солидарности против мужского насилия в фильме Джей Блэйксон (сериал Порох) проговаривается недвусмысленно. Но она здесь далеко не центральная.

Обеспеченная тяжелым детством, Марла усвоила главное правило существования в американской системе: ты либо жертва, либо хищник. И стала натренированной суперхищницей. Таким образом, фильм Аферистка — это такая сатира про капитализм.

Здесь и вправду есть все признаки горькой насмешки над сформировавшимся укладом: вот подыгрывающий махинациям Марлы судья, вот играющая на ее стороне, врач, вот руководство домов престарелых, лицемерными улыбками принимающее новых жителей своего уютного ада.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

Все получают свою выгоду: тупой судья (его роль тут вроде как невелика, но это, по сути, единственное официальное лицо, вершина системы) — самовлюбленное удовлетворение от своей правоты, остальные — много легких денег.

Механизм этот ладно смазанный разрушенными жизнями должен дать сбой, когда его коса находит на камень — Дженнифер Питерсон с ее связями с русской мафией. Но режиссер остроумно меняет их местами: камнем становится Марла, уничтожить которую оказалось очень непросто, косой — неловкие бандиты.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу

Однако, остроумным ход автора выглядит на бумаге. Второй половине фильма он придает несколько сбивчивый, хаотичный характер, воплощающийся на экране в серию логических несостыковок. Отсюда и несколько концовок: режиссер как будто до конца не решил, что делать с Марлой. Как и концепцию от разрушения удержать, и в ее истории поставить точку.

И вот с первым, к чести Блэйксона стоит сказать, он справился. Фильм Аферистка — довольно пугающее высказывание о круге рождения, жизни и смерти, сыгранном не на наших условиях. А вот со второй режиссер поступил несколько грубо. И надо признаться — нереалистично.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

3. Картинка и актеры

На Розамунд Пайк здесь все держится. Ее Марла — это одновременно обворожительно раздражающий (чтобы дополнить этот бесящий образ, ей дали в руки вейп) продукт системы и ее мощный двигатель. И у актрисы получилось создать с одной стороны полноценного персонажа, с другой — символ, архетип СЕО как иконы, видящей вместо живых людей, расположенные в зависимости от прибыльности фотографии на стене.

Собственно, из таких героинь Пайк и выстраивает свою фильмографию. Марла, как и Эми из Исчезнувшей, Мэри Колвин из Частной войны, Мария Склодовская-Кюри из Опасного элемента — одержимая своей целью женщина. Напористая манера игры актрисы, ее умение надевать персонажа как маску здесь работают в большой плюс.

Хорош и Динклэйдж в роли слишком самоуверенного бандита. Он со своими смузи, фитнесом и самурайской косичкой — тоже готовый глава компании. Надо лишь выйти из тени незаконного бизнеса. Хороша и Дайан Уист в роли старушки с секретом.

Внешне перед нами наполненная солнечным светом и фальшивыми улыбками черная комедия, в которой действие где-то подгоняется ритмичной музыкой, где-то монтажом, а где-то все-таки сбивается с дыхания.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

Аферистка — вердикт НВ

7/10

Авторы Аферистки так и не смогли приручить придуманную ими же главную героиню. Это видно по хаотичной второй половине картины с ее несколькими концовками.

Но общее впечатление этот момент не портит: перед нами остроумное, визуально продуманное и увлекательное высказывание о порочном круге американской системы, в который втянуты все жители страны, начиная со своего рождения и вплоть до своей смерти.


Аферистка

I Care a Lot

2020 год

США

Режиссер — Джей Блэйксон

В главных ролях: Розамунд Пайк, Питер Динклэйдж, Эйса Гонсалес, Дайан Уист, Крис Мессина и другие.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X