Триумфатор BAFTA. Рецензия на военную драму 1917 Сэма Мендеса

3 февраля 2020, 10:18

В украинский прокат вышел фильм 1917 — новая работа режиссера Сэма Мендеса, решенная в жанре военной драмы пополам с триллером.

НВ
Фото: НВ

Мендес прославился в 1999 году, когда снял ленту Красота по-американски. Та картина завоевала пять премий Оскар и, независимо от них, репутацию обязательной к просмотру.

Видео дня

С тех пор Мендес пробовался в разных жанрах, но заставил всех еще раз вспомнить о себе лишь однажды: с лентой Скайфол — постмодернистской трагедией про знаменитого агента 007, собравшей в прокате более миллиарда долларов (первый в истории случай с фильмами про Бонда).

И вот спустя восемь лет режиссер возвращается с еще одним международным хитом. Секретов успеха здесь несколько.

1. Сюжет

6 апреля 1917 года. Северная Франция. Первая мировая война. Двоих солдат — младшего капрала Блэйка и младшего капрала Скофилда — выводят из мимолетного дневного отдыха резким поручением под дых: надо срочно добраться до соседнего батальона и передать приказ об отмене наступления.

Дело в том, что немцы подозрительно быстро ретировались с занятых ими, и прочно, позиций. Руководство британской армии почуяло недоброе. Подозрения оказались небеспочвенными: съемка с воздуха показала, что противник отступил, чтобы заманить англичан в ловушку.

Прямой связи нет, поэтому надо отправлять гонцов. Ситуация приобретает дополнительное личное измерение: в батальоне, которому угрожает опасность служит старший брат Блэйка. Оба спешат на помощь через кишащую врагами и трупами территорию.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

2. Сценарий и драматургия

Для Сэма Мендеса фильм 1917 — проект личный и в чем-то уникальный. Личный потому, что в основу сценария легли рассказы дедушки Мендеса, который прошел войну в юном возрасте. Уникальный потому, что сценарий впервые в своей долгой и успешной карьере написал сам режиссер (в соавторстве, но тем не менее).

Здесь многое добавлено из головы, но вот эта семейная привязка сообщает картине трогательную грань. С другой стороны, ближе к середине фильма понимаешь, что сценарист Мендес не такой искусный, как режиссер: есть несколько бросающихся в глаза нелепостей, да и сами перипетии сюжета нельзя назвать сложными.

Перед нами очень доступный фильм, что, однако, лишний раз возвращает нас к его технической уникальности и подчеркивает мастерство вовлеченных в съемочный процесс. 1917 решен с эффектом одного плана. По типу Бердмена Иньярриту, только в данном случае мы имеем дело с фильмом про войну, что повышает сложность задачи.

Смысл картины, таким образом, транслируется не через ее драматическую наполненность, а с помощью погружения в среду, в окопы, в тоннели, в руины. Зритель неотрывно следит за двумя главными героями, вальсирующая камера облетает их со всех сторон и вот мы уже стоим рядом с Блэйком и Скофилдом возле растяжки, оставленной немцами.

poster
Дайджест главных новостей
Бесплатная email-рассылка только лучших материалов от редакторов НВ
Рассылка отправляется с понедельника по пятницу
Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

Очень простая, но очень сильная магия. За это, собственно, режиссер Сэм Мендес и великий оператор Роджер Дикинс рискуют получить по Оскару.

С самого первого момента, с усталого пробуждения из-за нового приказа ребята начинают свой тур-де-форс. И в нем не будет показано особого героизма или жертвенности. Только иррациональная доброта, верность долгу и дружбе, которые по мере продвижения героев по чужой территории будут постепенно стираться об усталость и страх до какого-то кататонического состояния.

И здесь из простого сценария Мендеса словно луч солнца вырвется и на минуту ослепит мысль о бессмысленности Первой мировой войны, о том, что из этой бессмысленности родилась Вторая мировая и о тени от обеих, в которой мы живем до сих пор. Бегущие с заветным приказом об отмене атаки солдаты в какой-то момент становятся выше сюжета: символом, криком об отмене всех атак в настоящем и будущем.

За эту мысль, поверившие в нее продюсеры фильма 1917, рискуют получить по главному Оскару.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

3. Актеры и картинка

Закономерно оставшиеся без номинаций актеры (1917 — совершенно не актерская картина), показали ровно то, что требовалось: обреченную доброту, искреннюю верность, неизбежный страх, смертельную усталость. Это касается по-хорошему малоизвестных Дин-Чарльза Чэпмена и Джорджа Маккея.

Остальные (Ферт, Стронг, Камбербэтч) появляются на три минуты каждый и играют буквально свадебных генералов: хитрый, но простительный продюсерский ход.

Говоря о трудах режиссера, оператора, художников-постановщиков, специалистов по свету, звуку и монтажу (склейки здесь, как и в Бердмене, хитро спрятаны в ткань картины), стоит отметить, что перед нами не то чтобы водораздел в истории кино, но точно фильм, который можно назвать большим, заслуживающим уважения, достижением.

Плюс — несмотря на все это, у него есть сердце.

Кадр из фильма
Фото: Кадр из фильма

1917 — вердикт НВ

8/10

Сэм Мендес любит подходить к жанрам с необычной стороны. Иногда получается мудрено (Дорога перемен), иногда просто тупик (Спектр). В случае с 1917 режиссер, объединив сложную форму и простое содержание, создал просветленную картину, которую смотришь, не отрываясь, и героям которой безостановочно сопереживаешь.


1917

2019 год

США

Режиссер — Сэм Мендес

В главных ролях: Дин-Чарльз Чэпмен, Джордж Маккей, Марк Стронг, Эндрю Скотт, Ричард Мэдден, Колин Ферт, Бенедикт Камбербэтч и другие.

Показать ещё новости
Радіо НВ
X