«Хьюстон, у нас проблема». 14 захватывающих фильмов о космосе

12 апреля 2021, 07:43

12 апреля в Украине отмечается День космонавтики. НВ собрал список лучших фильмов о космических путешествиях.

В 1961 году 12 апреля Юрий Гагарин совершил первый в мире орбитальный облет планеты Земля на космическом корабле Восток-1. Именно в честь этого события 12 апреля отмечается Международный день полета человека в космос, а в Украине еще и День космонавтики.

День, посвященный космосу — это прекрасный повод посмотреть или пересмотреть множество захватывающих фильмов об освоении космоса человеком. НВ выбрал 14 фильмов, которые стоит включить в свой watchlist.

14 фильмов о космосе, которые стоит посмотреть каждому

1 Космическая одиссея 2001 года (2001: A Space Odyssey, 1968)

Стэнли Кубрик

Этот культовый фильм Американский институт кино признал лучшим научно-фантастическим фильмом в истории Голливуда, а международные кинокритики — и во всей истории мирового кино.

В основе сюжета — рассказ Артура Кларка Часовой, опубликованный в 1951 году. На протяжении всей истории человечества люди несколько раз встречались с таинственными артефактами, монолитами, воздействующими на ход человеческой эволюции. Первая встреча состоялась еще во времена австралопитеков, второй монолит находят на Луне. Он же пускает мощное излучение в сторону Юпитера, куда решают отправить экспедицию во главе с астронавтом Дейвом Боуменом, Фрэнком Пулом и сверхразумным компьютером HAL 9000, который имеет почти полный контроль над кораблем.

Фильм настолько правдоподобно и технично для своего времени показывает космос, что любители теорий заговора уверовали в то, что именно Стенли Кубрик на заказ американского правительства, ЦРУ или масонской ложи снял высадку американских космонавтов на «Луну», а потом оставил об этом несколько «подсказок» в Сиянии.

Рейтинг IMDb — 8,3

2 Солярис (1972)

Андрей Тарковский

Научно-фантастическая драма, которая получила специальное Гран-при Каннского кинофестиваля, а по результатам некоторых опросов входит в число величайших научно-фантастических фильмов в истории мирового кинематографа. Фильм снят по мотивам одноименного романа Станислава Лема об этических проблемах человечества, которые рассматриваются через призму контактов с внеземным разумом.

Сюжет разворачивается в неопределенном будущем. Специальная наука Соляристика, которая исследует далекую планету Солярис, заходит в тупик, что разворачивает дискуссию о том, стоит ли продолжать вкладывать в нее ресурсы. Однако по показаниям пилота Бертона, который работал на Солярисе, ученые делают вывод, что океан, покрывающий всю планету, обладает разумом. И если сначала люди исследуют разум океана, то потом океан начинает исследовать разум и совесть людей.

Рейтинг на IMDb — 8,1

3 Аполлон-13 (Apollo 13, 1995)

Рон Говард

Исторический фильм о неудачной лунной миссии Аполлон-13, которая должна была доставить астронавтов на Луну и стать третьей миссией такого рода. Это один из самых драматических эпизодов в истории освоения космоса: ведь когда уже на подлете к цели на корабле случилась серьезная авария (взрыв кислородного баллона на борту и выход из строя двух из трех батарей топливных элементов), она не только поставила крест на высадке экипажа на Луне, но и подвергла опасности жизни всего экипажа.

В эпизодической роли в фильме появился настоящий командир Аполлона-13 Джеймс Артур Ловелл. В конце фильма он пожимает руку Тому Хэнксу, который играет командира экипажа. Кроме того, именно Артур Ловелл, а затем и Том Хэнкс подарили нам фразу «Хьюстон, у нас проблема!».

Рейтинг на IMDb — 7,6

4 Космические ковбои (Space Cowboys, 2000)

Клинт Иствуд

О четверых пилотах, которые были участниками докосмической программы сверхвысотных полетов ВВС США Дедал, никто не вспоминал более 40 лет. Но когда планете угрожает падение вышедшего из орбиты спутника АЙКОН, помочь могут только ветераны, ведь технология спутника из доцифровой эры сильно устарела и с ней могут справиться только настолько же старые специалисты. В космос отправляют четверых старых пилотов и двоих вдвое младших космонавтов. Но, как и всегда в подобных сюжетах, все начинает идти не по плану и героям придется подвергать опасности свои жизни, чтобы спасти Землю.

Хотя сюжет фильма довольно предсказуем, он все еще отлично работает, а актерская игра и взаимодействие между героями наполняют ленту нужной атмосферой.

Рейтинг на IMDb — 6,4

5 Пекло (Sunshine, 2007)

Дэнни Бойл

В 2057 году Земля начинает замерзать из-за угасания Солнца. Чтобы разжечь звезду, к Солнцу был отправлен космический корабль Икар 1 с колоссальной бомбой, но он исчез на подлете к Меркурию. Через 7 лет в космос отправляется вторая миссия Икар 2, которая должна обнаружить причины исчезновения Икара 1 и закончить миссию. Но колоссальная ответственность, а также открытие обстоятельств исчезновения первой миссии слишком сильно давят на членов экипажа. Такое психологическое испытание смогут пройти не все.

Сюжет строится на распространенном страхе об угасании Солнца, а психологическая составляющая не менее интересна, чем космическая. И хотя фильм был снят всего за 40 миллионов долларов (в то время, как Пираты Карибского моря 2, к примеру, за 225 миллионов), визуальные эффекты в этом фильме не уступают более дорогостоящим лентам того времени.

Рейтинг на IMDb — 7,2

6 Европа (Europa Report, 2013)

Себастьян Кордеро

Лента снята в псевдодокументальном стиле, а потому сюжет складывается из видеозаписей экипажа экспедиции к спутнику Юпитера Европе, которые удалось получить уже после гибели команды, с комментариями руководителей проекта. На обледенелом спутнике экипаж корабля берет пробу воды, в которой находит одноклеточный организм. Это должно было свидетельствовать о том, что на Европе возможна жизнь для человека, однако на спутнике Юпитера уже есть «коренное население».

Фильм уделяет огромное внимание деталям и общей атмосфере исследования непостижимого. В работе над лентой участвовали специалисты NASA.

Рейтинг на IMDb — 6,4

7 Гравитация (Gravity, 2013)

Альфонсо Куарон

Начать стоит с того, что главные роли в фильме сыграли Сандра Буллок и Джордж Клуни. Их персонажи — американские астронавты, единственные члены экипажа, которые выжили после столкновения корабля с космическим мусором, возникшим в результате подрыва российской стороной своего спутника. Вернуться на Землю в поврежденном корабле у них не получится, поэтому астронавты отправляются на Международную космическую станцию. Но фильм был бы довольно скучным, если бы все пошло по плану. Для того, чтобы вернуться домой, им понадобится гораздо больше, чем одна МКС.

Хотя сюжет фильма довольно стандартный, его стоит посмотреть ради великолепной игры Сандры Буллок, впечетляющего саундтрека и космических, в прямом и переносном смысле, видов.

Рейтинг на IMDb — 7,7

8 Интерстеллар (Interstellar, 2014)

Кристофер Нолан

Интерстеллар — наверное, самый нашумевший фильм о космосе последних лет, который видели почти все. Он эталонно вписывается в перечень лент о космосе, ведь повествует и об астронавтах, и об ученых этой области, и о других планетах, и о черных дырах, при этом еще и предвещая экологические проблемы на Земле. В главных ролях — Мэттью Макконахи и Энн Хэтэуэй, что может стать еще одной веской причиной посмотреть этот фильм.

Жизнь на Земле из-за климатических и экологических условий становится невыносимой, поэтому 12 астронавтов-добровольцев отправляются исследовать планеты в других галактиках. Следующая миссия отправляется проверить, где все же возможна жизнь. Но исследование усложняется тем, что вне Млечного Пути время работает совсем иначе, и минута на другой планете может соответствовать нескольким годам на Земле.

Рейтинг на IMDb — 8,6

9 Стражи галактики 1, 2 (Guardians of the Galaxy, 2014, 2017)

Джеймс Ганн

Самый нетипичный и веселый фильм в подборке о космосе, который стоит посмотреть каждому. Если раньше вы не следили за киновселенной Marvel, не переживайте, в этом фильме все персонажи новые и независимые от остальных сюжетных линий вселенной. Кроме того, они еще и очень харизматичны, что придает фильму «неземной» шарм.

Главные персонажи фильма — Питер Квилл, вор, взявший себе псевдоним Звездный Лорд, Гамора, профессиональная убийца, охотники за наживой разумный енот Ракета и древообразный гуманоид Грут, а также убийца Дракс Разрушитель. В погоне за собственными интересами они случайно становятся командой, которой приходится спасать галактики.

Рейтинг на IMDb — 8,0

10 Марсианин (The Martian, 2015)

Ридли Скотт

Во время бури на Марсе Марк Уотни, которого сыграл Мэтт Деймон, теряется, и команда, решив, что он погиб, эвакуируется с планеты без него. Вскоре инженеры NASA понимают, что астронавт выжил и выходят с ним на контакт. Пока Марк Уотни «обживает» планету в ожидании следующей миссии на Марс, на Земле планируют его спасение. Вариантов несколько, но сработает самый неожиданный.

Эта история на самом деле носит очень научный характер, но в то же время она доступна для понимания и очень увлекательна. Все объясняется с помощью повседневных понятных предметов, и даже самые сложные принципы представлены в простых терминах (например, ссылки на Железного человека).

Рейтинг на IMDb — 8,0

11 Пассажиры (Passengers, 2016)

Мортен Тильдум

Космический корабль Starship Avalon, перевозивший 5258 человек в состоянии гибернации, во время своего 120-летнего путешествия к далекой планете-колонии начинает давать сбои в работе. В результате одна капсула гибернации открывается преждевременно, и единственный человек, который просыпается, Джим Престон, оказывается на пустом космическом корабле, за 90 лет до прибытия. Все попытки ввести себя обратно в гибернацию оказываются безуспешными. Через год одинокого скитания по люксовым номерам корабля герой решается «разбудить» еще одного пассажира — Аврору. Но их максимально счастливое в этих обстоятельствах существование прерывают серьезные неполадки на корабле, которые ставят под угрозу жизнь всех пассажиров. Спасти ситуацию могут только эти двое.

Главные роли в фильме исполнили Крис Прэтт и Дженнифер Лоуренс.

Фильм поднимает несколько интересных этических вопросов и радует зрителя безумно красивой и детально продуманной картинкой.

Рейтинг на IMDb — 7,0

12 Скрытые фигуры (Hidden Figures, 2016)

Теодор Мелфи

Эта биографическая драма повествует не совсем о космосе, но о том, как зарождалась и развивалась эта индустрия в США в начале 60-х. В центре сюжета три афроамериканские женщины, которые работают в исследовательском центре. На специалистов космической сферы давит правительство, которое, после успешного полета Юрия Гагарина, желает как можно быстрее отправить американского астронавта в космос. Неожиданно пути решения задачи оказываются в хрупких руках афроамериканок, угнетенных расисткой системой Америки 60-х годов.

Этот фильм не показывает красивые картинки космоса и не идеализирует работу астронавтов, он поднимает важные социальные вопросы и демонстрирует закулисье космической научной сферы.

Рейтинг на IMDb — 7,8

13 Человек на Луне (First Man, 2018)

Дэмьен Шазелл

В главной роли этой биографической драмы, основанной на книге Джеймса Р. Хэнсена Первый человек: Жизнь Нила О. Армстронга, — Райан Гослинг, который и сыграл легендарного астронавта. Лента рассказывает о пути Армстронга от летчика ракетоплана (1961 год) до астронавта Аполлон-11 и первого человека на Луне. История рассказана от первого лица, что максимально приближает зрителя ко всему, что переживали астронавты.

Прекрасный актерский состав и интересная история делают фильм достойным просмотра, хотя зрители оценили фильм неоднозначно.

Рейтинг на IMDb — 7,3

14 К звездам (Ad Astra, 2019)

Джеймс Грей

Клиффорд МакБрайд исчез в космической миссии к Нептуну, целью которой был поиск признаков внеземного интеллекта. Через 16 лет его сын Рой, инженер армейского корпуса, в команде NASA отправляется в путешествие по Солнечной системе, чтобы найти отца и понять, почему миссия провалилась.

Эта лента — психологическая драма, замаскированная под великолепную научно-фантастическую эпопею. Это не очередной фильм о космических приключениях под попкорн, он гораздо более глубокий.

Главную роль в фильме сыграл Брэд Питт.

Рейтинг на IMDb — 6,6